1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-расписание составляется на основании требований СанПиН 2.4.2.2821-10, учебного плана
на текущий год и тарификации педагогов, учитывая величину недельной образовательной
нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную
деятельность, коллективного договора;
-Приказом Минобрнауки России от 4 апреля 2025 г. № 268 "Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и
дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным
профессиональным программам, основным программам профессионального обучения";
- Уставом МБОУ школа №12.
Расписание уроков является основным документом, в соответствии с которым
осуществляется учебный процесс.
Цели расписания уроков:
-создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;
-создание комфортных условий деятельности обучающихся и педагогов;
-организация эффективного режима функционирования образовательного учреждения.
Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На
его основе организуется внеклассная и внеурочная работа, дежурство администрации и
учителей, проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность
ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций.
Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического
коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо
учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и
составлению расписания.
Основные требования к составлению расписания учебных занятий
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
Создание условий для обеспечения эффективного труда учащихся:
-обеспечить учет санитарно-гигиенических норм;
-динамики дневной и недельной работоспособности учащихся;
-сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми.
2.
Обеспечение высокого уровня эффективности труда учителя:
обеспечить учет требований к расписанию, отраженных в 10-й главе СанПиН
2.4.2.2821-10, «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»;
создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в
качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителяпредметника и педагога, ведущего внеурочную деятельность.
При распределении педагогической нагрузки учителей необходимо учесть
1
следующие моменты:
при составлении расписания учебных занятий педагогам, имеющим, учебную
нагрузку 18 ч и менее предоставлять один свободный день в неделю для методической
работы. Учителям, имеющим учебную нагрузку более 18 ч, предоставляется свободный
день для методической работы при наличии возможности;
учитывать работу педагогов школы с учетом совмещения педагогической нагрузки
на всех уровнях обучения, вследствие чего допустимы незначительные отклонения в
дневной нагрузке кривой работоспособности обучающихся;
при составлении графиков работы педагогических работников перерывы в рабочем
времени, составляющие в течение рабочего дня (смены) более двух часов подряд, не
связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются;
при составлении расписаний занятий организация обеспечивает непрерывную
последовательность проведения учебных занятий, не допуская перерывы, которые
рабочим временем не являются, в отличие от коротких перерывов (перемен,
динамической паузы), установленных для обучающихся, но относящихся к рабочему
времени педагогических работников;
длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются
только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
Создание оптимальных условий для обеспечения единства урочной, внеурочной работы:
обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания,
классные часы, мероприятия, курсы, индивидуально-групповые консультации,
предпрофильная работа, кружки, секции).
Учитывать требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять
требования нормативных документов, как вышестоящих организаций, так и
внутришкольных.
Учитывать материально-технические возможности:
предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных
кабинетах, спортивном зале;
создать условия для эффективного использования технических средств.
При составлении расписания учитывается шкала трудности предметов. Ряду предметов,
которые в таблицах СанПин отсутствуют, но имеются в наличии в учебном плане школы:
курсы по выбору, курсы из части распределяемой участниками образовательного процесса
установлено данным положением количество баллов по шкале трудности по данным
учебным дисциплинам:
-основы религиозных культур и светской этики – 4 балла
-курсы по выбору-1балл
-курсы из части распределяемой участниками образовательного процесса-1балл.
При составлении расписания учитывается занятость спортивного зала. В связи с его
загруженностью, уроки распределяются в течение всего учебного дня. На уроках русского
языка, математики и других уроках, поставленных после уроков физической культуры,
предусмотреть, чтобы письменные задания и контрольные работы не проводились.
2
Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования:
равномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;
один или два «пика» (не более двух) распределения недельной нагрузки,
исключая понедельник и пятницу;
один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце
недели.
3. Основные этапы работы над составлением расписания уроков
Подготовительный (аналитический) этап:
-собеседование с педагогами по вопросам нагрузки на новый учебный год (август);
-сбор необходимых документов и материалов.
Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической
части составления расписания уроков.
Перечень материалов, необходимых для составления расписания:
-учебный план ОУ;
-сведения о количестве классов и наполняемости классов.
-сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными
кабинетами;
-сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление
учителями;
-расписание звонков;
-сведения о совместителях;
-сводная информация по нагрузке учителей.
Практический этап:
-выверка учебной нагрузки по учителям и по классам;
-расстановка кабинетов.
Оценочный этап:
-проверка рационального использования сил педагогов, ограничение количества
«окон» до минимума;
-проверка методических дней учителей, количества часов дневной нагрузки (не
должно превышать 8 уроков);
-гигиеническая оценка расписания.
Информационный этап:
-сообщение расписания всем участникам образовательного процесса;
-получение и переработка информации по корректировке расписания уроков;
-регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков.
за
Замена уроков
Ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом:
-нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на
семинарах, конкурсах и т.д.
Перечень, необходимых материалов:
-расписание звонков;
-расписание уроков по учителям;
3
-журнал замены;
-список учителей, отсутствующих в данный учебный день
4.Ответственные
Ответственным за составление расписания по должностным обязанностям является
заместитель директора по учебно-воспитательной работе или руководитель структурного
подразделения.
5. Порядок работы над расписанием
1.Расписание составляется на учебный год.
2.Каждую четверть расписание может корректироваться (индивидуально по классам) в
случае изменения тарификации педагогов, в связи с тем, что нагрузка учителей по
отдельным предметам составляет 0,5 ч или 1,5ч и по другим уважительным причинам.
3.После составления расписания учебных занятий составляется пояснительная записка с
описанием условий составления расписания на учебный год.
4.Стабильное расписание составляется к 10 сентября.
5.После составления расписания оно утверждается директором школы.
6.Изменения в расписании учебных занятий утверждается приказом директора школы.
7.Исправления
в
расписании
учителями
и
учащимися
не
допускаются
4
5