МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Управление образования Администрации города Феодосии
МБОУ школа № 12
РАССМОТРЕНА
СОГЛАСОВАНА
УТВЕРЖДЕНА
протокол
заседания Заместитель директора Директор МБОУ школа
методического
по УВР
№12
объединения учителей
__________Л.Г.Орлова
предметов естественно _____ О.М.Головко
Приказ №311
научного цикла
от 29.08.2025 г.
от 29. 08.2025 г.
__________Е.Н.Кашкина
от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Систематика растений»
для обучающихся 7 классов
г. Феодосия 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена на основе федеральной образовательной программы по
биологии основного общего образования в соответствии с требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся
и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются
возможности учебного курса в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного
общего образования.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к
результатам освоения содержания предметных программ.
Программа разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития
обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и
познавательных качеств обучающихся. Программа учитывает возможность получения
знаний через практическую деятельность.
Рабочая программа элективного курса по биологии «Систематика растений» для 7 класса
составлена с учетом следующих нормативных документов и методических материалов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
приказа
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №568
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования»
-2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28
-СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
-Учебного плана основного общего образования МБОУ школа №12.
-Биология: 7-й класс: базовый уровень: учебник/В. В.Пасечник, С.В.Суматохин,
З.Г.Гапонюк, Г.Г.Швецов; под ред. В.В.Пасечника.- Москва: Просвещение, 2024. (Линия
жизни)
-Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение / авт.сост. Г. А. Шипарева. - М.:Дрофа, 2006.
Освоение элективного курса «Основы зоологии» направлено на развитие у обучающихся
ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования
интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни.
Курс способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать
лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать выводы.
Цели: заинтересовать учащихся изучаемым предметом и формировать углубленные
познания в биологии животных.
Задачи:
-развивать стремление у учащихся получать дополнительные знания методом поиска.
-развивать творческие способности, умение самостоятельно мыслить, думать, выполнять
практические задания.
- развивать критическое мышление, умение работать в парах, малых группах.
- вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями основ биологической науки.
- воспитание любви к природе, всему живому.
Методика преподавания курса: технология критического мышления
Используются общедидактические методы обучения, словесные, наглядные, практические,
поисковые, обобщающие и другие.
Формы работы: парные, индивидуальные, работа в малых группах.
Творческая активность учащихся проявляется в следующих формах:
1. Постановка опытов
2. Написание докладов, рефератов, эссе.
3. Составление кроссвордов, сканвордов, ребусов.
4. Составление слайдового материала, презентаций.
5. Охрана природы родного края.
6. Обработка собранного материала.
7. Подготовка к научным проектам.
Место элективного курса в учебном плане
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год,1час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности,
интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической
задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний
об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу обучения в 7 классе:
характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы
растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные
или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и
зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях,
грибах, лишайниках, бактериях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений,
микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид,
жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество, высшие растения,
низшие растения, споровые растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи,
папоротники, голосеменные, покрытосеменные,
бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по
изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по изображениям,
схемам, муляжам, бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и
однодольных растений;
определять систематическое положение растительного организма (на примере
покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и
микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений, бактерий,
грибов, лишайников;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники, бактерии по
заданному плану, делать выводы на основе сравнения;
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного мира на
Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических
факторов для растений;
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные изменения
растительных сообществ, растительность (растительный покров) природных зон Земли;
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека, понимать
причины и знать меры охраны растительного мира Земли;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в
хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по
математике, физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов
гуманитарного цикла, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями,
грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие биологические опыты и
эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во
внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и
обобщения информации из нескольких источников (2–3), преобразовывать информацию из
одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого
раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей
аудитории обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
1.Ведение (3ч)
Биология — наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и
закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых
организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе.
2. Систематика растений (26 ч)
Низшие растения
Среда водорослей – вода. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные водоросли и
их строение: слоевище. Планктонные и бентосные водоросли. Влияние
освещенности и силы тяжести
Многообразие водорослей: зеленые, бурые и красные водоросли. Регенерация и
размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Жизненный цикл
водорослей. Гаметофит, спорофит, редукционное деление. Экологическая роль
многоклеточных водорослей и фитопланктона. Хозяйственное значение водорослей.
Высшие споровые растения.
Выход растений на сушу. Мхи – «земноводные растения». Лист, стебель, сосуды и
их значение в наземных условиях. Решение проблем, связанных с освоением суши
(иссушение, транспорт воды и минеральных веществ, опора). Жизненный цикл мхов
(спорофит – «нахлебник» гаметофита), размножение мхов. Зависимость
размножения мхов от воды. Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи. Роль
мхов в биосфере и жизни человека. Плауны, хвощи и папоротники. Появление
покровных и проводящих тканей. Строение и жизненный цикл плауна, хвоща и
папоротника. Роль в биосфере и в жизни человека.
Высшие семенные растения – Отдел Голосеменные.
Освоение засушливых территорий. Размножение и жизненный цикл на примере
хвойных (гаметофит образуется внутри спорофита). Опыление, созревание семян,
прорастание. Хвойные. Корень, стебель и древесина хвойных. Строение и рост
стебля. Роль хвойных в биосфере и хозяйстве человека. Хвойные растения своей
местности
Покрытосеменные или цветковые растения
Класс Двудольные
Класс двудольных растений. Биологические особенности двудольных.
Характеристика семейств капустных (крестоцветных), розоцветных, пасленовых,
бобовых, сложноцветных
Класс Однодольные
Класс однодольных растений. Общая характеристика класса. Семейства злаковых и
лилейных.
3.Растительные сообщества (5 ч)
Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов. Структура растительного
сообщества. Составные части природного сообщества. Растения и человек. Роль
растений в жизни планеты и человека. Сохранения растений в любом месте их
обитания. Охрана растений и растительных сообществ. Природоохранные
мероприятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ПП
Название раздела
Количество часов
1.
Ведение.
3
2.
Систематика растений.
26
3.
Растительные сообщества.
5
Итого
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 7 класс/ Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.; под редакцией
Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://content.edsoo.ru/case/
https://content.edsoo.ru/case/subject/1/
https://content.edsoo.ru/lab/
https://content.edsoo.ru/lab/subject/1/
https://content.edsoo.ru/case/
https://uchi.ru/
http://skiv.instrao.ru/bankya-gramotnost
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
https://obr.nd.ru/
https://infourok.ru/
https://znanium.com/
https://resh.edu.ru/
https://school.mos.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://prosv.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№пп
Тема урока
Дата
план
Тема 1 Введение – 3 часа
1.
Биология — наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и
закономерностях расселения на Земле живых организмов.
5.09
2.
Признаки живых организмов. Царства живой природы Бактерии. Грибы.
Растения, Животные, Вирусы.
12.09
3.
Понятие о биосфере.
19.09
Тема 2 Систематика растений- 26 часов
4.
Среда обитания водорослей – вода. Лабораторная работа №1 Одноклеточные
водоросли и их строение и многообразие.
26.09
5.
Лабораторная работа №2 Многоклеточные водоросли и их строение и
многообразие.
3.10
6.
Лабораторная работа №3 Многоклеточные водоросли и их строение и
многообразие.
10.10
7.
Экологическая роль многоклеточных водорослей и фитопланктона.
Хозяйственное значение водорослей.
17.10
8.
24.10
9.
Выход растений на сушу.
Лабораторная работа №4 Изучение внешнего строения мхов.
Многообразие мхов. Зеленые и сфагновые мхи.
10.
Роль мхов в биосфере и жизни человека.
14.11
11.
Плауны, хвощи. Внешнее строение.
21.11
12.
Появление покровных и проводящих тканей. Лабораторная работа №5 Изучение
внешнего строения хвоща.
28.11
13.
Жизненный цикл плауна, хвоща.
5.12
14.
Папоротники. Внешнее строение. Лабораторная работа №6 Изучение внешнего
строения папоротников.
12.12
15.
Жизненный цикл папоротников.
19.12
16.
Жизненный цикл папоротников.
26.12
17.
Роль хвощей, плаунов и папоротников в биосфере и в жизни человека.
16.01
18.
23.01
19.
Происхождение и особенности строения голосеменных.
Лабораторная работа №7 Изучение строения хвои и шишек голосеменных
растений.
Размножение голосеменных.
20.
Многообразие голосеменных. Хвойные растения Крыма.
6.02
21.
Жизненные формы покрытосеменных растений.
13.02
22.
Систематика отдела
20.02
23.
Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №8 Изучение внешнего
строения покрытосеменных растений.
27.02
24.
Характеристика класса Двудольных. Общие признаки.
6.03
25.
Лабораторная работа № 9 Класс двудольные: семейство Крестоцветные
(капустные).
Лабораторная работа №10 Класс двудольные: семейство Бобовые
(мотыльковые).
13.03
Лабораторная работа №11 Класс двудольные: семейство Паслёновые.
10.04
26.
27.
покрытосеменных растений.
28.
Лабораторная работа №12 Класс двудольные: семейство Розоцветные.
29.
Лабораторная работа №13 Класс двудольные: семейство Сложноцветные.
Тема.3 Растительные сообщества – 5 часов
7.11
30.01
27.03
17.04
24.04
30.
Фитоценозы - растительные сообщества. Структура растительных сообществ.
8.05
31.
Многообразие фитоценозов. Биоценозы.
15.05
32.
Значение растений в природе и жизни человека.
22.05
33.
Охрана растений. Заповедники Крыма.
Дата
факт
34.
Повторение.